Среда, 18.07.2018, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Шишловская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа педагогической диагностики готовности детей предшкольного возраста к обучению в школе
[ Скачать с сервера (53.7 Kb) ] 08.02.2018, 11:28

Программа педагогической диагностики готовности

детей предшкольного возраста к обучению в школе

Программа разработана учителем начальных классов:

Страховой Галиной Александровной

 

Пояснительная записка

Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования психологов, с изменением социальной позиции ребенка в обществе. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.

Психологическая готовность к школе – уровень психического развития ребенка, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.

Можно выделить следующие показатели психологической готовности к школе:

  • произвольность
  • сформированность семиотической функции, то есть способность использовать знаки и символы
  • личностные характеристики

Предлагаемая программа имеет практическую направленность и позволяет в определённой мере решить указанную проблему. Она составлена на основе концептуальных подходов ведущих отечественных психологов Л. С.Выготского, Л. А.Венгер, Е. А.Бугрименко, Д. Б.Эльконина, Н. Я.Семаго, Н. И.Гуткиной, Л. И.Божович, И. В.Дубровиной, М. И.Лисиной, Н. И.Вьюновой, К. М.Гайдар, Л. В.Темновой и других авторов.

Программа включает целостную систему диагностического изучения, направленного на определение состояния личностно-мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого и психомоторного компонентов готовности к обучению в школе.

Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.

Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть радио, телевизор. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

Выделение критериев готовности по каждому компоненту позволяет сделать педагогу качественную оценку развития детей, выявить ведущее звено в отставании или нарушении их развития и на основе этого определить индивидуальную стратегию их сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

Цель программы: определение степени сформированности всех компонентов готовности детей к учебной деятельности, уровень общего психического развития.

Программа предназначена для работы с детьми 6-7лет разного уровня развития.

Задачи:

-определение уровня развития:

познавательных способностей;

внимания;

памяти;

творческого мышления;

воображения

произвольности

-определение уровня развития эмоционально-личностной сферы:

-определение уровня сформированности внутренней позиции будущего школьника;

сформированность навыков общения;

уровень развития уверенности в себе и самостоятельности;

уровень сформированности самосознания и адекватной самооценки;

уровень развития у детей понимания и чувствования друг друга;

развитие рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

-навыки детей в поддержании и укреплении позитивных чувств, умение снимать утомление, предупреждать негативные чувства.

Тест на личностную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее количество плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребёнок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на интеллектуальную готовность ребёнка к школе

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест №1 на проверку уровня развития познавательной деятельности.

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с инопланетянином, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2.Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест №2 на проверку уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

Сведения о себе, семье– 1,2,3,4,5,8,9,17
Представление об окружающем мире - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
Способность к анализу, рассуждениям – 13, 20, 21,22
Школьная мотивация – 15,16.

ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например: мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла
• 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест на проверку уровня эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя:
- умение сосредотачиваться,
-управление своими эмоциями,
-контролировать свои действия.
В психологии это называется «произвольным поведением». Его слабое развитие проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Для того, чтобы ребенок успешно учился, первоклассник должен не только хотеть в школу, но быть готовым проявить усердие, делать «через не могу».
Как правило, основные проблемы возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры «по- правилами», когда кто-то задает правило, которого надо слушаться.
Эти приятные и интересные задачи помогут вашему ребенку развить волевую готовность.

Тест №1
Попробуйте определить способность ребенка копировать сложный образец (методика Н.И. Гуткиной «Домик») позволяет выявить умение ребенка следовать правилам, ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Объясните малышу: «Вот тебе лист и ручка. Нарисуй точно такую картинку, как на этом листе. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай, а нарисуй поверх или рядом правильный вариант.
Школа Сотрудничества

Тест №2

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина предназначена для исследования ориентации в пространстве. Такая тренировка привьет ребенку умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Дайте ребенку тетрадный лист с точками.
«Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».
Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам». Теперь проверьте результат.


Школа Сотрудничества

  • 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
  • 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
  • 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
  • 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
  • 0 баллов – отсутствие сходства.

Тест № 3.
Методика «Определения уровня саморегуляции»
Ребёнку предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

  • пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
  • правильно переноси их с одной строчки на другую;
  • не пиши на полях;
  • пиши не в каждой строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
4 балла – по ходу работы ребёнок допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

 

Дополнительный тест.

Тест "Круг"

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

 

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л.. Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. / под ред. В.В. Слободчикова.-Томск: Пеленг, 1992.
  2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. – М.,Генезис, 2001 – Ч.1.Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М., Академический проект, 2003. Выготский Л. С. Лекции по психологии.-СПб.: СОЮЗ, 1997. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,1956.
  3. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской.-М.:Гардарики, 2001.
  4. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л. А.Венгера - М.,1978
  5. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей.- М., 2002.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. / под ред. Е. А.Стребелёвой - М., Просвещение, 2007.
Категория: Мои файлы | Добавил: IgLa
Просмотров: 33 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск